Современная жизнь очень очень технологична и быстра, но кто научит мужчину пришивать пуговицы и забивать гвозди?
– Мама, у меня пуговица оторвалась, – кричу я с порога, – пришей, пожалуйста.
– Где лежат иголки с нитками, ты знаешь, – отвечает мать, – возьми и сам пришей.
Конец 60-х. Мне восемь лет. Я лихо пришиваю оторванную пуговицу
В нашем далеком детстве уроки труда первые два года проходили прямо в классе. Трудились мы за теми же самыми партами, где нас учили письму и арифметике. И вела эти уроки наша классная руководительница, которая явно не имела специального профессионального образования.
Деления на мальчиков и девочек на уроках труда в начальной школе не было. Под руководством нашей «классной дамы» преклонного возраста мы делали одно и то же, мы учились обращаться с иголкой и ниткой.
– Смотри, какую я пуговицу принес, – хвастался мой товарищ, – ни у кого такой нет.
В первом классе на уроке труда нас учили пришивать пуговицы
Сначала с двумя дырками, потом с четырьмя. Пришивали и «крестом», и «параллельно», и «квадратом». Так что к середине учебного года мы все совершенно спокойно могли за несколько минут вдернуть нитку в иголку и пришить пуговицу.
После Нового года я узнал, что такое мулине и пяльцы. Мы начали вышивать салфетки мамам к 8 Марта.
– Мама, это тебе, – смущаясь, проговорил я. И достал из-за спины подарок, сделанный своими руками. Это была салфетка с бахромой и вышитым на ней цветком и словом «Поздравляю!»
Во втором классе мы осваивали швы и учились ставить заплаты
Пока мы усердно пыхтели, осваивая нелегкий труд швеи, учительница читала нам поучительный рассказ Николая Носова «Заплатка». Там главный герой – мальчишка с чудным именем Бобка сам пришивал себе заплату на порванные штаны.
– И зачем мне все это? – недоумевал я.
Уже став взрослым, я узнал, что в одном из циркуляров министерства образования той поры был следующий пункт:
Необходимо формирование привычек самообслуживающего труда у младших школьников, дающее возможность быть чистым и опрятным в быту, чтобы ребенок самостоятельно и в соответствии со своими возможностями мог привести в порядок свой гардероб и другие вещи.
С пятого класса мы пошли в мастерские
Девчонки продолжали шить, учились готовить. А мы занялись столярным делом. Сначала были скворечники, а еще через пару лет дело дошло и до табуреток.
Уже в 8 классе мальчишки работали на токарных станках – точили болты и разные втулки. Девчонки же в это время осваивали чертежное дело.
Навыки, полученные в школьные годы, пригодились мне во взрослой жизни. Руки до сих пор помнят, как вдернуть нитку в иголку. При необходимости я смогу зашить порванную одежду.
Никто из моих одноклассников не стал закройщиком или портным. Но умение обращаться с иголкой пригодилось многим, особенно тем, кто пошел в служить в армию. Подворотнички к гимнастеркам пришивались виртуозно и очень качественно.
А что сейчас?
Уроков труда в начальной школе больше нет. Вместо них появились уроки технологии.
– Раздражают какие-то непонятные тетрадки по технологии, аппликации на уровне детского сада, коробочки, машинки из бумаги по готовой выкройке, домики из спичечных коробков, – негодовала одна из родительниц, – лучше бы детей научили пуговицы пришивать. И как они хотят с помощью этих поделок сделать из моего сына мужчину?
Услышав это, я улыбнулся
– Они еще не знают, что в старших классах уроки труда у них будут вести женщины, которые будут учить парней готовить щи, да пироги печь. А все потому, что на копеечную заработную плату учителя труда мужики не идут.
И кто же тогда покажет пацанам, как обращаться с молотком и гвоздями, кто объяснит им все тонкости вкручивания саморезов. Кто поможет воспитать настоящего мужчину, который и смеситель поменяет, и гардину повесит.
Зато со второго класса им преподают робототехнику и программирование.
Модно, но не практично. Я бы лучше по-прежнему учил ребятишек пуговицы пришивать.
Если Вам понравилась история – ставьте «палец вверх!» и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ