Когда-то и в России проектировали и выпускали свои легковые автомобили… И это чистая правда…
– Папа, папа, смотри какая машинка, – тянул за руку отца вихрастый мальчишка. Он явно пребывал в восторге от представленных на выставке старых автомобилей.
Вместе с ними я подошел к легковушке, выпущенной где-то в начале прошлого века. Табличка, стоявшая рядом, гласила: «НАМИ-1», год выпуска – 1927, разработка – СССР, страна производитель – СССР».
– Ого, – подумалось мне, – оказывается, в стране Советов делали свои легковые автомобили. А я и не знал.
Наш первый культовый легковой автомобиль
Не мудрствуя лукаво, его назвали «НАМИ-1» – в честь Научного автомоторного института, где он был разработан в 1925 году. За основу проекта была взята дипломная работа студента!!! Константина Шарапова.
В его основу легли простота, надежность и дешевизна конструкции, желание совместить мотоколяску с комфортом четырехместного малолитражного легкового автомобиля. Прототипом ему послужила Татра-11. Этот автомобиль экспонировался на 1‑ й Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве в 1923 году .
Первый экземпляр нашего отечественного и прогрессивного, по тем временам, автомобиля выкатился за ворота завода «Автомотор» 1 мая 1927 года.
Правда, это был не совсем автомобиль. Было собрано лишь шасси, потому как создатели хотели понять, как поведет себя автомобиль в жестких условиях отечественного бездорожья того времени.
Первые испытания прошли успешно
Воодушевленные результатом, инженеры собрали две машины, которым предстоял серьезный пробег по маршруту Севастополь-Москва-Севастополь.
С ними отправили еще пару мотоциклов и автомобиль «Форт-Т». Сейчас бы их назвали техническим сопровождением или попросту «аварийкой» с механиками. Но и здесь «НАМИ-1» не подкачали.
С непростым заданием нашей «малолитражке» помогли справиться достаточно большой дорожный просвет (клиренс) – 225 мм и независимая подвеска задних колес, которая давала машине исключительно плавный ход для того времени.
У автомобиля был сравнительно малый вес кузова – 700 кг в снаряженном состоянии, двигатель мощностью 22 л.с., позволяющий развивать скорость до 90 км/час, с расходом топлива 8-10 литров на 100 км.
И, что очень странно при правостороннем движении, он имел “правый” руль.
Но, как всегда, у нас «что-то пошло не так»
Среди специалистов разгорелся жаркий спор – быть массовому производству «НАМИ-1» или лучше от него отказаться.
Ратующие за прекращение производства автомобиля указывали на неудобный салон, «неуклюжую» крышу-тент, отсутствие приборной панели и , что самое главное сильную вибрацию двигателя, за которую машину в народе быстро окрестили «примусом».
Защитники продолжения выпуска говорили о том, что автомобиль прекрасно показал себя на узких городских улочках, порой обгоняя своих более мощных зарубежных собратьев.
Хорошо отзывались о новой машине и сельские жители. На деревенском бездорожье и в сельской грязи малолитражка не буксовала. Неудобство салона, шум и вибрация двигателя мало беспокоили тамошних водителей.
Но победу одержали сторонники прекращения выпуска «НАМИ-1» и в 1930 году его производство было завершено.
Кроме того, производство оказалось не рентабельным
Необходимо было выпускать порядка 10 тыс. автомобилей в год, но за время существования модели было выпущено всего около 500 экземпляров.
– Считаем, что по своей конструкции НАМИ не автомобиль, а мотоцикл на четырех колесах, и поэтому НАМИ не может сыграть никакой роли в автомобилизации страны», – вбил последний гвоздь в «крышку гроба» первого отечественного авто журнал «За рулем».
– Сами производственники отлично сознают, что они делают машины не так, как следует, — однако признаться в этом они не всегда решаются», — писали журналисты авторитетного издания в 15-м номере в 1929 году.
Вот так, просуществовав немногим более 3 лет, первый отечественный автомобиль был снят с производства.
Теперь его можно увидеть лишь на выставках ретро автомобилей.
Ну, а наш автопром взялся за копирование чужих моделей, собирая их по принципу «отверточных технологий».
Ведь так получается гораздо выгодней и рентабельней.
***************
А о правде и мифах изобретения и эволюции микроволновой печи можно узнать тут>>>
Обсудить ситуацию и оставить комментарий можно в форме под статьей.
Не забудьте поставить «палец вверх!» и поделиться с друзьями